Полтава, Полтавська область, Україна /

Полтава

Полтава - областной центр Украины.

Евреи начали селиться на территории, входящей в состав современной Полтавской области, в начале 17 в. Были образованы еврейские общины в Переяславе, Лубнах и других населенных пунктах. Во время восстания Б. Хмельницкого еврейские общины Полтавщины были уничтожены. После перехода этих территорий под русское управление евреям запретили там жить и разрешили селиться вновь в 1772 г. после первого раздела Польши.

В Полтаве евреи начали селиться в конце 18 в. В 1801 г. в городе проживали 310 евреев, в 1847 г. — 2073 еврея, в 1897 г. — 11 046 евреев. Одной из причин роста численности еврейского населения была миграция в Полтаву евреев Литвы и Белоруссии. В 1803 г. в Полтавской губернии проживало 2112 евреев, в 1847 г. — 15 572 еврея, в 1881 г. — около 84 000 евреев, в 1897 г. — 111 417 евреев (4% всего населения). В Полтавской губернии процент еврейского населения был наименьшим во всей черте оседлости. Большинство евреев жили в городах (в 1897 г. — 80 999 человек), из них в Кременчуге — 29 768 человек, в самой Полтаве — 11 046 человек, в Ромнах — 6378 человек, Переяславле — 5754 человека, Прилуках — 5717 человек, Пирятине — 3166 человек. В Полтавской губернии получил распространение хасидизм Хабада. Основатель династии Шнеур Залман из Ляд был похоронен в Гадяче. В конце 19 в. – начале 20 в. основным занятием евреев в Полтаве и других городах Полтавской губернии была торговля, в основном зерном и другими сельскохозяйственными продуктами. Среди евреев было много ремесленников и мелких промышленников, которым принадлежали мельницы, маслобойни, лесопилки и кирпичные заводы.

В этот период общинная жизнь была хорошо организована: в городе было десять синагог и молитвенных домов, с 1894 г. действовала современная талмуд-тора, в которой обучалось более 300 учеников, женское профессиональное училище, небольшая иешива. В Полтаве работало отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), имелись еврейско-русская библиотека (с 1902 г.), дом для престарелых (с 1901 г.), еврейское ссудо-сберегательное товарищество (с 1907 г.), бесплатная еврейская больница.

Полтава была одним из центров деятельности Ховевей Цион и сионистского движения, здесь действовало отделение общества Бней-Моше. В 1906 г. в городе состоялась учредительная конференция еврейской социал-демократической партии По‘алей Цион. В Полтаве родились и начинали свою деятельность некоторые из руководителей партии: Б. Борохов, И. Бен-Цви, Я. Зрубавел. В 1906 г. в Полтаве издавалась газета «Еврейская рабочая хроника», орган По‘алей Цион. Главным противником сионизма был полтавский раввин А. Рабинович (1862–1917), выпускавший периодические издания на иврите: ежемесячник «Ха-Пелес» (1900–1904) и еженедельник «Ха-Модиа» (1910–1914).

Во время революции 1905–1907 гг. в Полтаве не было погромов — благодаря организации еврейской самообороны и выступлениям много сделавшего для защиты полтавских евреев В. Короленко. Депутатом в 1-ю Государственную думу от Полтавской губернии был избран Г. Иоллос (1859–1907).

В 1905 г. в 52 населенных пунктах Полтавской губернии произошли кровавые погромы. Во время Первой мировой войны в Полтавской губернии оказались тысячи евреев, бежавших от немцев и изгнанных русскими войсками. Специально для помощи беженцам было открыто бюро ОРТа, занимавшееся поисками для них работы; ОПЕ (см. выше) создавало школы для детей беженцев.

В период гражданской войны, после взятия Полтавы войсками добровольческой армии А. Деникина, три дня продолжались грабежи и издевательства над еврейским населением как в городе, так и в губернии. С окончательным установлением советской власти в декабре 1919 г. еврейскую религиозную и общинную жизнь начали постепенно сворачивать. Еврейская община пыталась с этим бороться. Так, в 1922 г. правление общины выступило с протестом против закона, устанавливавшего только один общий выходной день — воскресенье. Местное отделение Евсекции попыталось в 1924 г. организовать «живую синагогу» с «красным» раввином во главе, но из-за сопротивления верующих эта попытка не увенчалась успехом. В 1928 г. по требованию Евсекции здание синагоги было отобрано у общины и превращено в еврейский клуб. В 1920-х гг. в Полтаве действовали группы Хе-Халуца. До 1928 г. выходила религиозная литература на иврите. В 1920–30-х гг. существовали школы с преподаванием на идиш. В 1926 г. в Полтаве жили 18 476 евреев (20% всего населения), на территории бывшей Полтавской губернии — 91 тыс. евреев.

Согласно данным всесоюзной переписи населения 1939 г., в Полтаве проживали 12 860 евреев. Еврейское население Полтавской области составляло 49 928 человек. Германские войска оккупировали Полтавскую область 6 сентября 1941 г. – 9 октября 1941 г. Полтава была занята немцами 18 сентября 1941 г. К этому времени большинство еврейского населения успело эвакуироваться. Для оказавшихся под оккупацией евреев были введены многочисленные ограничения, в том числе обязательное ношение отличительного знака. 4 октября 1941 г. был расстрелян 341 еврей, 23 ноября 1941 г. — все еврейское население Полтавы — 1538 человек. На территории Полтавской области в сентябре были расстреляны 300 еврейских беженцев в Золотоноше, 8 октября в Яготине — 125 евреев, в середине октября в Лубнах — 1500 евреев, 28 октября в Кременчуге — свыше трех тысяч евреев. В ноябре 1941 г. – январе 1942 г. по распоряжению оперативного штаба СС и полиции юга России в ходе десяти акций были расстреляны около пятисот евреев Кременчуга. В Миргороде 3 ноября солдаты и офицеры вермахта расстреляли 168 евреев. В Хороле 8 ноября было расстреляно около 4,6 тыс. евреев, 22 ноября в Золотоноше — около 600 евреев. В Лубнах в декабре 1941 г. были уничтожены 73 еврея. В декабре в Миргороде были расстреляны 20 евреев, арестованных в окрестных селах. В январе 1942 г. были уничтожены 280 евреев в Гадяче и Зенькове и 101 – в Кобеляках. В марте 1942 г. было убиты уцелевшие на тот момент еврейские жители Хорола. В апреле 1942 г. подразделение СД расстреляло 1,6 тыс. евреев в Пирятине. 12 мая та же часть уничтожила 287 евреев в Лохвице, 15 мая — 50 ремесленников в Хороле, 18 мая — 21 человека в селе Березовая Рудка и 163 еврея и цыгана в Пирятине. Всего в сентябре 1941 г. – мае 1942 г. части СС и СД вермахта, немецко-украинской полиции уничтожили 11,5 тыс. евреев Полтавы и Полтавской области.

После войны часть еврейского населения вернулась в Полтаву из эвакуации и из партизанских отрядов. Во время антисемитской кампании в Советском Союзе в 1948–53 гг.  в Полтаве евреев увольняли из научно-исследовательских учреждений и учебных заведений. Некоторые были арестованы и приговорены к различным срокам заключения. В начале 1951 г. были уволены многие врачи-евреи.

По данным всесоюзной переписи 1959 г., в Полтавской области было 12 287 евреев.

Во время антиеврейской компании в 1959 г. была закрыта единственная действующая в городе синагога. Во время компании борьбы с «хищениями социалистической собственности» 1961–64 гг., носивший откровенно антисемитский характер, несколько евреев Полтавы были арестованы и приговорены к длительным срокам тюремного заключения и даже к смертной казни. В 1970 г. в Полтавской области жили 10 768 евреев. В 1970–80-е гг. и особенно в 1990–2005 гг. многие евреи покинули Полтаву и переехали в Израиль, США, Канаду, Германию или другие страны. Согласно данным всеукраинской переписи населения 2001 г., в Полтавской области проживали 1843 еврея, из них 50 человек назвали идиш своим родным языком.

С конца 1980-х гг. в Полтаве началось восстановление еврейской жизни. Была создана еврейская община Полтавы, которую возглавляет представитель хасидов Хабада И. Сегал. Еврейская община арендует здание, в котором размещается синагога. Есть еврейская средняя школа «Ор Авнер», еврейский детский сад, женский клуб «Малка». В 2005 г. во время празднования Ханукки состоялся концерт, на котором присутствовали несколько сот евреев города и области.

Архитектура

Богадельни Молдавського.

В первом десятилетии XX века продолжается меценатская деятельность фабриканта Молдавского. После строительства синагоги на Подоле и участия в строительстве Талмуд Торы на Новопроложенной и больницы на Кобелякской улицах, он начинает за свои средства строить рядом с мелькомбинатом богадельни для пожилых рабочих, начинавших трудится у Молдавского с момента открытия последним своих предприятий еще в семидесятые годы 19-го века. 1-го февраля 1909 года, на Рождественской улице (ныне это продолжение улицы Ленина на Подоле), были торжественно открыты две богадельни — одна для евреев, другая для христиан.

Богадельня для евреев была рассчитана на 35 мест. Она представляла собой одноэтажное здание, площадью застройки 529 кв. м., с центральным входом со стороны улицы. Внутренняя планировка предполагала расположение ряда комнат для проживания мужчин и женщин, помещений пищеблока со столовой, а также комнаты для молитвы. В это молитвенное помещение приходили и евреи, проживающие в окрестности.

Архитектура здания отвечает стилю модерн с включением элементов классики и мавританского стиля. Входная часть, с дверьми и окнами по сторонам ее, объединена ложным портиком с четырьмя пилястрами, завершенными аттиком с уступами и столбиками, увенчанными пирамидальными покрытиями. По сторонам от центральной части расположено по четыре прямоугольных окна, утопленных на четверть в плоскости стены. На краях крыши устроены парапеты, соединенные с центральным аттиком металлическими решетками.

В штате богадельни была заведующая, завхоз, повара и уборщики. Кроме штатных работников, ухаживать за проживающими здесь одинокими пожилыми людьми приходили женщины-активистки, которые проверяли их состояние, приносили фрукты и готовые блюда. На праздники устраивались обеды, на которые приглашались гости. Содержание в богадельнях было бесплатное, средства выделял сам Молдавский1. Богадельня была закрыта после революции и в здании организован детский приют для еврейских детей сирот. Одни из воспитанников этого детского Дома-приюта был писатель Самуил Гордон. В настоящее время здание бывшей еврейской богадельни арендует стоматологический кооператив «Дента».

Одновременно со сдачей в эксплуатацию здания еврейской богадельни, Молдавский заканчивает строительство богадельни для русских (православных) тоже на 35 мест. Планировка здания П-образной формы обеих богаделен была идентичной, только у русских не было молельной комнаты. В архитектурном отношении богадельни отличались друг от друга: если еврейская имела черты стиля модерн, то русская — стиля эклектики с элементами ренессанса. Главный фасад ее с девятью проемами, четко разделяется рустованными простенками-пилястрами, доходящими до фризовой части стены, оформленной орнаментом с модульйонами. Развитый по высоте карниз под самой кровлей имел плиту-слезник с модульйонами. По средине уличного фасада находился главный вход, над дверью которого был установлен металлический козырек, аналогичный существующему сейчас над входом в бывшую еврейскую богадельню.

С 1930 года здание русской богадельни передается на баланс созданного в то время Полтавского института инженеров сельскохозяйственного строительства для организации студенческого общежития. Сгоревшее в 1943 году здание было восстановлено после войны и в настоящее время используется под жилье, с изменением внутренней планировки под квартиры.

В год открытия богаделен в еврейской заведующей была Мика Давидовна Вишневецкая, а в русской - Николай Васильевич Хабур.

Доходный дом Браславского.

В 1910 году на углу Гоголя и Пушкинской улиц (ул. Пушкина, 27)  домовладелец Браславский строит большой доходный дом, где кроме меблированных комнат, хозяин сдавал помещения под казино, а также комнаты под еврейско-русскую библиотеку, которая имела свыше 8 тысяч экземпляров книг и журналов. Вход в нее находился со двора. На первом этаже, где сейчас продуктовый магазин «Дружба», купец Израилевич арендовал помещения под железо-скобяную лавку. В этом же доме со стороны двора находилась кустарная мастерская по изготовлению канцелярских чернил. О том, что чернила выпускались хорошего качества говорит тот факт, что хозяин мастерской Авраам Окунь отправлял свою продукцию за рубеж, за пределы Российской империи.

Братская могила жертв фашизма

Памятник «Скорбящая мать» на братской могиле полтавчан, замученных немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1943 годах

Под таким длинным названием впервые было опубликовано фото этого памятника в сборнике документов и материалов к 800-летию Полтавы (1174-1974 гг.). Памятник этот увековечивает страшный Холокост — он установлен на месте уничтожения гитлеровцами граждан Полтавы еврейской национальности.

История его создания насчитывает около 30 лет. Акция массового уничтожения евреев в Полтаве началась с того, что 23 ноября 1941 года оккупанты согнали на окраину города — Пушкаревскую улицу в районе Красных казарм — около 4000 евреев во главе с созданным немецкой комендатурой еврейским комитетом якобы для организации переселения в другую местность. Началась экзекуция с того, что у всех отняли ценности, одежду, обувь. Затем их группами отводили к вырытому стрельбищу — открытым земляным тирам 73 полка Красной Армии. Разутых и дрожащих от холода людей расстреливали и сбрасывали в ров живыми. Многим старшим детям смазывали губы и под носом ядовитой жидкостью, а маленьких и грудных сбрасывали в ров живыми. Стояли стон и мольба о пощаде. Здесь погибали и многие украинцы и русские, состоявшие в браке с евреями и не пожелавшие расстаться с близкими, они становились с ними под расстрел. Из архивных документов и рассказов очевидцев известно, что матери-украинки или русские умирали с мужьями или детьми еврейской национальности. Целую ночь с 23 на 24 ноября 1941 года жители этого окрестного района Кобыщаны слышали еще стоны засыпанных заживо жертв. Лишь несколько человек из приведенных сюда на расстрел чудом спаслись. В течении последующих 1942-1943 гг. на этом же месте в близи Красных казарм, за кладбищем, превращенным в послевоенное время в парк, расстреляли еще более 6 тысяч человек, жителей Полтавы, и большинстве еврейской национальности.

В акте областной чрезвычайной комиссии по расследованию зверств фашистских оккупантов указано, что с 18.09.41 г. по 23.09.43 г. в Полтаве было сожжено, повешено и расстреляно 18200 чел. гражданского населения, из них более 8 тыс. евреев, т.е. около 50%. Однако следует полагать, что в начале 1944 г., когда составлялся этот акт на основании анализа статистических данных и частично проведенных раскопок братских могил, эта цифра была не точна. В изданном в 1982 г. путеводителе Полтавы («100 памятных мест») указано, что в братской могиле жертв фашизма покоится прах 10 тысяч человек. Это место массового уничтожения еврейского населения — Полтавский Бабий Яр.

Памятник появился только в 1970 г., но раньше, чем на на Киевском Бабьем Яру. На этой прилегающей Юго-западной окраине Полтавы в течение ХVIII и XIX веков образовались кладбища: Старое и Новое. В период фашистской оккупации Полтавы гитлеровцы избрали эти два кладбища местом массового истребления граждан. Рядом со старым кладбищем в здании 27 школы располагался лагерь-госпиталь для военнопленных, которых уничтожали голодом, пытками или расстреливали тут же на кладбище. Всего здесь было захоронено более 3500 военнопленных офицеров и солдат. На так называемом кладбище, как описано выше, захоронено было в основном, еврейское население Полтавы. Таким образом, территория этих двух старинных кладбищ превратилась в историко-мемориальную парковую зону памяти погибших в Отечественной войне 1941-1915 г.г.

В первые послевоенные годы на месте братской могилы воинов был установлен временный памятник, а на месте гибели гражданского населения (в основном евреев) был насыпан курган, увенчанный деревянной пирамидкой с пятиконечной звездой. Окружающая территория бывших кладбищ была засажена деревьями и кустарниками.

В преддверии 50-летия Октябрьской Революции (1967 г.) и 25-летия освобождения г. Полтавы от фашисткой оккупации (1968 г.) были разработаны проекты и начато сооружение в Полтаве памятных знаков и стел на исторических местах, связанных с событиями Отечественной войной 1941 — 1945 г.г. Среди них самих значительным стал комплекс «Солдатской Сланы», открытый 12 октября 1969 г. на месте братской могилы советских воинов. Этот памятник создан в соответствии с постановлением правительства Украины от 28 февраля 1968 г.

Памятник над братской могилой гражданского населения создан без какого-либо постановления, благодаря сложившимся следующим благоприятным обстоятельствам:

- наличие оставшихся гранитных блоков памятника «Солдатской Славы»;

- инициативы творческой группы: главного архитектора Полтавы Вайнгорта Л.С., его заместителя Гунича П.С. и земляка-полтавца ленинградского скульптора Черницкого Л.Н., при консультации народного архитектора, профессора Ленинградской Академии художеств Фомина И.И. Они безвозмездно разработали проект, а скульптор Черницкий А.Н. изваял голову «Скорбящей матери»;

- молчаливого согласил «отцов города» на сооружение и финансирование работ по созданию этого памятника.

Таким образом, без официального открытия на рубеже 60-70 годов появился памятник «Скорбящей матери». В те годы не принято было акцентировать «еврейскую проблему» и потому авторам проекта не удалось преодолеть запрет официальных органов начертать на памятнике о количестве захороненных в братской могиле жертв, тем более евреев. Лишь лаконичная фраза на нем: «Память про Вас в наших сердцах».

Следует надеяться, что будет установлен поименной список всех, кто покоится под памятником, и рядом на особой стеле будут начертаны фамилии погибших.

Созданная при краеведческом музее и Полтавском фонде Еврейской культуры специальная группа уже собрала более 300 имен. Поисковая работа продолжается.

Большая хоральная синагога

Самое крупное культовое сооружение,  построено в 1856 г. и расположено на ул. Гоголя, 10 (бывшей Ивановской).

Время строительства этого сооружения относится к периоду открытия в Полтаве Ильинской ярмарки.

Архитектура двухэтажного здания Большой синагоги была решена в неоклассическом, модернистском характере, фасады лаконичны, плоскости стен прорезаны сочетанием прямоугольных и арочных окон. Главный фасад со сдержанным декором и пластикой, образованной пилястрами коринфского ордера, поддерживающими лепной фриз и многопрофильный карниз, значительного выноса. Двухсветный молитвенный зал был перекрыт куполом сферической формы.

Сгорела в 1911 году, но вскоре была восстановлена. При пожаре огонь уничтожил 46 свитков Торы — святыни еврейской общины. Пепел святой Торы был захоронен на еврейском кладбище.

В какую сумму обошлось восстановление Большой Хоральной синагоги данных нет, а первоначальная стоимость ее составляла 40 тысяч рублей.

Функционировала синагога до конца 1930-х годов, затем была закрыта, а национализированное здание переоборудовано под клуб. При отступлении немецко-фашистских оккупантов в сентябре 1943 года клуб был ими сожжен. В послевоенные годы бывшая синагога восстановлена под Дворец культуры промкооперации, потом здесь находился Дом Культуры профсоюзов. В настоящее время здание используется для концертно-эстрадной деятельности Полтавской областной филармонии.

По обе стороны Большой Хоральной синагоги до нашего времени сохранились два здания, принадлежавших когда-то еврейской общине Полтавы: дом Раввина и синагога Миснагдим.

Особняк врача-окулиста Акима Глейзера.

Особняк врача-окулиста Акима Глейзера.

Среди взятых на государственный учет зданий, как памятников архитектуры местного значения, своеобразным по форме, с элементами готики и еврейской символики в декоре, является дом врача-окулиста Хаима Ароновича Глейзера. Дом построен в начале XX столетия по улице Александровской (ул. Октябрьская, 3).

Стены выполнены из красного облицовочного кирпича. По совокупности асимметричного планировочного решения, размеров и расположения проемов, а также наружного декоративного оформления, можно говорить о попытке неизвестного нам архитектора создать здание в стиле модерн еврейской направленности. В довоенное время здесь был жилой дом, а сейчас отделы городского управления народного образования.

Особняк доктора Гуревича.

В 1905 году по проекту городского архитектора П. Клейна на улице Сретенской (ул. Комсомольская, 35) был построен особняк доктора Б. О. Гуревича. Двухэтажное, прямоугольное в плане здание по расположению помещений полностью отвечало функциональному назначению — женской хирургической лечебницы и гистологической лаборатории. На первом этаже здание было коридорного типа с кабинетами, а на втором находились жилые помещения владельца. По центру фасада со стороны Комсомольской улицы имеется парадная лестница, а левое крыло здания имеет черную лестницу, соединяющую этажи и ведущую в подвал-котельную.

Конструкции здания — фундаменты, стены наружные, внутренняя продольная и стены лестничной клетки кирпичные, перегородки деревянные, перекрытия по деревянным балкам, крыша деревянная с металлической кровлей. Высота помещений 3,65 метра.

Внешний декор фасада создан за счет утопленных на четверть в плоскости стен оконных и дверных проемов трапециидальной формы, на первом этаже завершенных сандриками в виде поясков-карнизов с изразцовой фризовой частью. В простенках второго этажа на уровне верха окон цветные изразцовые вставки. Пилоны у главного входа и у скошенного угла правого крыла здания, завершены парапетами, имеющими по краям столбики с пирамидальными завершениями. Из угловой комнаты второго этажа дверь ведет на балкон, огражденный кованной металлической решеткой с растительным орнаментом. В архитектурном отношении особняк выполнен в стиле модерн. После освобождения Полтавы от немецких оккупантов в бывшем доме Гуревича размещался исполком городского Совета, а в настоящее время здесь находится детская музыкальная школа.

Еврейская больница

Еврейская больница. Фото начала ХХ века.

Еврейская больница. Открытка начала ХХ века.

Несмотря на то, что в 1804 года созданы так называемые «Богоугодные заведения» с больницей на 60 коек, еврейская община решает создать свою собственную больницу с амбулаторной. Время ее создания точными документальными сведениями не подтверждено, но бесспорно, что это было в период, когда число жителей в Полтаве резко возрастает, увеличивается количество еврейского населения и возрастает потребность в медицинском обслуживании больных. Таким периодом в истории развития города было время второй половины XIX столетия. Однако, к концу века, небольшая по размерам больница не могла удовлетворить всех желающих поправить свое здоровье и Полтавская община принимает решение построить двухэтажную больницу с большим количеством коек. Для строительства хватало места на ранее отведенной под больницу территории возле «Тюремного замка» наКобелякской улице (ул. Фрунзе, 43).

Строительство новой еврейской больницы было завершено в 1901 году. Одновременно одноэтажное здание старой больницы было отремонтировано и передано в пользованиеженскому училищу, перешедшему из нанимаемой квартиры в общественное здание.

Новая еврейская больница — это двухэтажный дом, коридорного типа, который имел площадь застройки 572 кв. м. и был протяженностью 35 метров. Центральный вход находился со стороны Кобелякской улицы. Архитектурный облик здания характерен решением декора в кирпичном орнаменте с использованием форм и деталей классического стиля. Вертикальное членение стен осуществлено применением раскреповок по углам и по центру фасада. Ширина раскреповок по углам принята с одним оконным проемом, а в центре с тремя. Вход в здание решен в виде портала. Цокольная часть отсутствует. Между этажами продольная тяга решена в виде карниза полного профиля с модульйонами. Завершается здание подобным же карнизом, но с двумя рядами модульйонов. На фасаде четкий ритм окон и простенков. Простенки первого этажа имеют мелкую рустовку доходящую до фризольной части междуэтажного карниза. Входной портал обрамлен рустоваными пилястрами на два этажа. Окна первого этажа обрамлены наличниками простого профиля с лучковыми завершениями. Подоконные карнизы покрыты листовым железом. Окна второго этажа имеют такие же наличники, но с разрывом посередине высоты проема. Завершены эти окна сандриками в виде клинчатых перемычек. На крыше раскреповка центральной части и раскреповки на углах здания завершались ступенчатыми парапетами. Кровля была металлическая. Ни автор проекта больницы, ни стоимость здания не установлены. Известно только, что одним из тех, кто финансировал строительство больницы, был заводчик Давид Моисеевич Молдавский.

Еврейская больница существовала до 1930-х годов, а затем здесь было какое-то медицинское учреждение, скорее всего отделение областной больницы. Полтавский старожил — врач Герцовский Иосиф Львович помнит некоторых врачей еврейской больницы. Среди них терапевты Красовский Эвель и Рабинович Иаков. Сам Иосиф Львович, участник Отечественной войны, после возвращения в Полтаву, с 1946 по 1987 годы работал в онкологическом диспансере, располагавшемся в здании бывшей еврейской больницы. После постройки на территории областной больницы специального, многоэтажного корпуса онкодиспансера, в здании бывшей еврейской больницы размещено отделение госпиталя инвалидов Отечественной войны.

Єврейський клуб.

После репрессий на вероисповедания, закрытия церквей и синагог в 1930-е годы, активистами городского еврейского общества был создан Клуб. Находился он в арендуемом частном доме по улице Шолом Алейхема № 25. Здесь проводились собрания, читались лекции, работали кружки. К работе клуба привлекалась еврейская молодежь. Здание, где располагался клуб, было полутораэтажное. В цокольном этаже проживали хозяева дома, а в бельэтаже находились помещения Клуба с небольшим залом со сценой. По приглашению городской общины здесь выступали приезжие артисты, артисты эстрады и музыканты. При клубе была библиотека с книгами на языке идиш. Лекции и беседы также читались на языке идиш.

Во время голода в 1933 году для детей бедных родителей здесь организовывались завтраки. Одним из первых организаторов клуба был полтавчанин Иосиф Сильман. С началом войны, в 1941 году, многодетная семья хозяина дома не смогла эвакуироваться, все ее члены были расстреляны фашистами вместе с другими оставшимися в Полтаве евреями.

Уже с 1944 года еврейский клуб возобновил свою работу, стали возвращаться из эвакуации члены еврейской общины, после тяжелых ранений возвращались домой воины Советской армии. В 1945 году производилась торжественная выдача паспортов в зале клуба. Опять заработали кружки, читались лекции, выступали артисты. Старожилы Полтавы, посещавшие клуб до войны и после нее вспоминают, что все лекции заканчивались здравицей в честь Сталина («Зо либен дер хавер Сталин!»).

В архитектурном отношении здание бывшего клуба представляет образец жилой застройки кварталов этого района, с небольшими декоративными деталями в карнизах и обрамлении окон. Фундаменты и стены — кирпичные, перегородки щитовые, кровля до войны — металлическая. Площадь участка составляет около 700 кв.м., площадь застройки 110 кв.м.

Постепенно уходят из жизни старые энтузиасты клубного дела, уменьшается количество еврейского населения и к концу 1970-х годов еврейский клуб, сыгравший свою роль организующего начала и очага поддержки духовного наследия, перестал существовать. В настоящее время это жилой дом ЖЭУ-1, расположенного рядом в доме № 21.

Еврейский некрополь в Полтаве.

По мере увеличения численности еврейской общины в городе, возникает необходимость создания собственного кладбища, где можно хоронить умерших в соответствии с канонами иудейской веры. Такое кладбище было открыто в первой половине 19 столетия. Самое раннее картографическое обозначение местонахождения еврейского кладбища имеется на планах Полтавы 1877 и 1906 гг. На этих планах, на северной окраине города, за пределами городской черты, показан небольшой квартал, который в оглавлении под № 81 обозначен как Еврейское кладбище. Судя по масштабам площадь его составляла 3,5 десятины (3,8 га). Дорога к кладбищу вела от старинной улицы Фабриканской (ныне Балакина), вниз по улице Заводской (ныне Панфилова) по южному склону Павленковского яра, по дну которого из оврага Чамарина течет ручей Тарапунька.

Время открытия кладбища документально не установлено, но по рассказам старожилов в довоенное время они видели надгробные плиты с датой 1820 года. Все дело в том, что старинного еврейского кладбища фактически не существует. Во времена фашистской оккупации Полтавы в 1941-1943 годах немцы не только устраивали массовые расстрелы евреев города, но и уничтожали само еврейское кладбище. Каменные надгробия из мрамора, гранита, лабрадорита, каменные ограда и ворота были разбиты на куски, превращены в щебень и вывезены. Исчезли скульптурные произведения, разрушены склепы и саркофаги. От древнего еврейского кладбища остались считанные единицы захоронений да опрокинутых памятников и плит. Практически дореволюционного кладбища нет, оно уничтожено. На месте древних захоронений в послевоенное время производились захоронения людей разных вероисповеданий и национальностей. Здесь можно встретить и камень с надписью на иврите, и обелиск со звездочкой, и православный крест. Кладбище стало смешанным, общегородским.

Первые послевоенные захоронения датированы началом 50-х годов. Само собой разумеется, что в первые послевоенные годы еврейская община начала только восстанавливаться, ведь всех оставшихся в Полтаве в 1942 г. евреев немцы уничтожили, а часть из них не возвратилась из эвакуации.

В Полтаве существует скорбное место для еврейского народа в районе бывшего стрельбища на западной окраине существовавшего ранее старинного кладбища на улице Навроцкого. Это место расстрела мирных жителей, стариков, женщин, детей еврейской национальности 23 ноября 1941 года. В 1975 г. по инициативе архитекторов Л.С. Вайнгорта, П.С. Гумича и петербургского скульптора А.Н. Черницкого возле братской могилы расстрелянных был создан памятник «Скорбящей матери». Он представляет собой бетонную стелу у подножия задернованого кургана, где с правой стороны сделана надпись на украинском языке: «Пам’ять про Вас у наших серцях». С левой стороны установлен бюст скорбящей женщины — матери. Общая высота стелы 2,5 метра. Ежегодно два раза — 9 мая и 23 ноября — еврейская общественность здесь чтит память погибших. Возникает также вопрос об установлении рядом плит с именами расстрелянных.

Летом 1994 года, при обследовании бывшего еврейского кладбища, членами группы программы КСЕН (Комитет по сохранности еврейского наследия) Полтавской области были обнаружены уникальные памятники. Так, среди современных захоронений находится гранитная плита значительных размеров заросшая травой и покрытая пылью. После произведенной расчистки появилась надпись на древнееврейском языке. Эту надпись прочитал и расшифровал давний житель Полтавы — врач Иосиф Львович Герцовский. Надпись гласит буквально следующее:

«В третий день месяца Иор 5674 года (апрель 1911 г.) от сотворения мира — солнце потемнело, когда сошел огонь с неба и сжег наш святой дом, нашу красу — Большую синагогу в нашем городе со всеми драгоценностями бывшими у нас с древности. Болело наше сердце, потемнело в глазах, видя как уничтожаются святые свитки Торы! Огонь уничтожил 46 наших святых свитков Торы — праведное учение, вечная жизнь … учение, которое слышали из огня — все пошло огнем в небо! Остатки свитков Торы, найденные в пепле, мы захоронили в надежном месте 10-го вышеуказанного месяца. Все евреи оплакивали эту потерю… Пусть в наше время исполнится предсказания наших пророков: «…Я буду огненной стеной кругом и почетом буду в ней. Аминь, да будет на то воля Божья!»

Вторая находка, это остаток надгробного памятника с могилы известного до революции крупного Полтавского заводчика, мецената и общественного деятеля Давида Моисеевича Молдавского, умершего в возрасте 72 лет 11 ноября 1914 г.

За многие годы существования на территории старинного еврейского кладбища были за хоронены многие тысячи жителей Полтавы: мещан, ремесленников, купцов и торговцев, представителей интеллигенции — учителей, врачей, юристов. Захоронения содержались в должном порядке, надгробные памятники сохранялись и таким образом сохранялась история жизни города и еврейской общины. Один из сохранившихся на кладбище памятников — пямятник Вильвовской, на котором высечены слова: «Памятник уважаемой женщине, попечительнице бедных, украшению семьи Малка, дочь Мордухая Вильвовская, усопшая в 1913 г. 20 ноября. Да починет она мирно». В настоящее время, когда старое кладбище уничтожено, а очевидцы событий давних лет ушли из жизни, почти невозможно установить места захоронений не только рядовых жителей города, но и известных своей деятельностью на пользу города лиц. Уже только старожилы Полтавы помнят фамилию Лембек — дореволюционного смотрителя кладбища, должность которого передавалась из поколения в поколение членами этой семьи.

После отечественной войны 1941-1945 гг. знаменитый писатель и журналист Илья Григорьевич Эренбург пытался найти могилу своей матери, которая в 1918 году приехав погостить у своего брата, известного в Полтаве адвоката, заболела и умерла. Похоронили ее на еврейском кладбище. Как пишет в своих воспоминаниях Илья Эренбург, он на два дня опоздал на похороны и только на могиле увидел прихваченные первыми заморозками цветы. Отыскать могилу в наше время не удалось!

Надгробные памятники уничтожены, но помнят еще старожилы мастера, хозяина камнерезной мастерской, по фамилии Сагал, изготавливавшего высокохудожественные каменные надгробья с надписями на иврите, русском и украинском языках. Мастерская эта находилась в доме Самойловича на углу улиц Кобелякской (Фрунзе) и Пушкина. После событий 1917 года Сагал уехал в Палестину.

Возник вопрос, как увековечить память существовавшего и уничтоженного старинного еврейского некрополя? В практике общества охраны памятников истории и культуры Украины при решении такого вопроса принимается постановление о создании на месте уничтоженного объекта «Памятного знака» говорящего о сути вопроса. Родилось предложение создать при въезде на кладбище, возле ритуальной площадки «Памятный знак уничтоженного еврейского некрополя» с надписями на иврите и украинском языках, с изображением иудейской ритуальной символики. Экспериментальный макет такого знака уже изготовлен архитектором Геннадием Зильбербликом и был одобрен на собрании еврейской общественности города. Композиция знака состоит из гранитной стены-обелиска с вмонтированными в нее остатками разрушенных надгробных памятников. Обелиск монтируется на подиуме.

Доходный дом Зеккеля

В 1906 году по проекту В. Л. Вессели был построен трехэтажный, с подвалом, доходный дом с помещениями галантерейного магазина. Участок под строительство был приобретен зажиточным жителем Полтавы, торговцем-обувщиком Зеккелем на углу Ивановской и Мало-Петровской (Гоголя и Ленина) улиц в квартале Суздальских торговых рядов (ул. Гоголя, 18/14). Угловое расположение здания обусловило создание двух парадных уличных фасадов. Прямоугольное в плане здание с размерами 20 на 27 метров, имеет конструктивную схему с несущими наружными и капитальными стенами лестничной клетки внутри поперек здания, а также по два кирпичных столба посредине зальных помещений правого и левого крыла. Столбы проходят через этажи.

Под левой частью здания расположен подвал — бывшая котельная со входом со двора. На первом этаже находились торговые залы и подсобные помещения галантерейного и обувного магазинов, а второй и третий занимали многокомнатные квартиры с анфиладным расположением парадных комнат. Бытовые помещения располагались со стороны двора и имели обособленный выход на черную лестницу. Несколько позже черная лестница была разобрана и вместо нее поэтажно созданы жилые комнаты. Парадные комнаты-гостинные имели тройные окна с выходом на балкон.

Конструкции здания — фундаменты и стены, а также внутренние столбы — кирпичные, перегородки деревянные, перекрытия по деревянным балкам, крыша наклонная, деревянная с металлической кровлей.

Художественный образ здания создан путем применения свободного ритма разновеликих окон, раскреповок по торцам и у лестничной клетки, применения углового эркера на два верхних этажа, завершенного куполом, лепных орнаментов и кованных ограждений балконов. Планировочное решение и внешний декор дома вполне отвечают стилю раннего модерна. В настоящее время первый этаж бывшего дома Зеккера используется магазином «Гоголевский» и офисом Полтавского отделения Партии зеленых Украины (бывшее кафе-мороженое). Верхние этажи заняты жильем с коренной переделкой планировки.

Доходный дом Когана.

В 1905 году архитектор В. Л. Вессели строит еще один доходный дом для купца Самуила Когана в квартале по улице Протопоповской (ул. Котляревского, 30), напротив еврейских торговых рядов. Такой дом был к месту для еврейского купечества. Здание трехэтажное с полуподвалом, прямоугольное в плане с проездом во двор в правом крыле. Секционная планировка дома характерна наличием на этаже двух пятикомнатных квартир большой площади и двухсторонним освещением. Комнаты квартиры имели как анфиладное расположение, так и отдельные двери во внутреннюю прихожую, вход в которую был с парадной лестницы. Высота помещений 3,5 метра, подсобные помещения и кухни располагались со стороны двора, примыкая к черной лестнице. Здание было оборудовано центральным отоплением от котельной в цокольном этаже, водопроводом и канализацией.

Конструкция здания — фундаменты и стены кирпичные, перекрытия по деревянным балкам, лестницы деревянные, крыша деревянная с металлической кровлей.

Художественный облик дома создан путем широкого применения декоративных элементов и приемов стиля модерн. Здесь и разновеликие окна, с соблюдением условия достаточного освещения, раскреповки с лепными орнаментами, фигурные парапеты-фронтоны, металлические ограждения балконов с растительными мотивами. Особо выделен парадный вход в лестничную клетку, а оконный проем лестницы имел цветной витраж на два этажа. При капитальном ремонте дома в 1979 году все конструктивные и декоративные элементы были сохранены, но на этажах по четыре двухкомнатные квартиры с санузлами и кухнями.

Коммерческое училище А.О. Байера

Коммерческое училище А.О. Байера. Сейчас средняя школа.

Коммерческое училище А.О. Байера. Сейчас средняя школа.

В 1900 году на Ново-Полтавской улице (ул. Шевченка, 19) братья Баеры открыли коммерческое семиклассное училище. Еврейских мальчиков принимали сюда в количестве 3 % от нормы. Училище находилось в ведении министерства финансов. Директором был Александр Оттович Баер, законоучителем православного вероисповедания — протопоп Феодосий Гамалея, все преподаватели были русские.

Здание коммерческого училища было выполнено из кирпича кладкой под расшивку. Элементы и формы здания были приняты автором проекта, архитектором Вессели, в стиле ренессанс. Училище прекратило свое существование после 1917 года.

Во времена НЭПа в его здании, по ходатайству еврейской общины, была открыта средняя школа, получившая название четвертая средняя еврейская школа. Много лет директором школы работал Аким Яковлевич Копкин, сын которого был талантливым математиком и преподавал в Полтавском педагогическом институте. В 1943 году школа была сожжена фашистами, а при восстановлении был надстроен третий этаж и сейчас здесь украинская средняя школа № 4.

Портновская синагога.

Согласно данных переписи населения 1897 года в Полтаве, при общем числе жителей 53703 человека, евреев насчитывалось 11046 душ. Расселялись евреи вблизи мест приложения своего труда, по цеховой принадлежности, что подтверждается и названием культовых сооружений возводимых в городе. Так, в Карповском (Пионерском) переулке в конце XIX столетия была построена Портновская синагога. В этом районе проживало значительное количество ремесленников кравецкого (портняжного) цеха. Кроме того в этом же районе находилось два крупнейших в Полтаве ателье Мод, где работало много лиц еврейской национальности, посещавших Портновскую синагогу. Это была самая маленькая синагога в городе, площадью застройки до 200 кв. м. Здание имело двухсветный молитвенный зал, где женское отделение находилось на внутреннем балконе на уровне второго этажа, куда вела лестница из прихожей у бокового входа.

Над главным входом, с торца здания, оформленного в виде портала, находилось круглое окно, а над молитвенным залом — сферической формы купол. Прямоугольные окна в торце располагались на уровне второго этажа. Окна в продольных стенах были небольшого размера по высоте и заканчивались на уровне торцовых окон. Декор стен отсутствовал, только этажи были разделены горизонтальной тягой простого профиля. В 1930-х годах синагога была закрыта, а в ее здании размещалась вначале мастерская по изготовлению корзин из лозы, а перед войной мастерская по ремонту музыкальных инструментов. Отступая из Полтавы в 1943 году фашистские оккупанты взорвали синагогу и расположенный рядом жилой дом. В настоящее время на месте синагоги находятся сараи жителей квартала.

Больничная синагога была построена в конце XIX столетия на Кобелякской (Фрунзе) улице (дом № 34). Само название говорит о том, что синагога построена одновременно или чуть позже строительства на Кобелякской улице еврейской больницы.

Автор проекта не установлен. Архитектурный облик здания полностью отвечает практике применения в конце XIX столетия мотивов раннего романтического модерна. Здесь характерны разновеликие окна, центральная и боковые раскреповки в виде пилонов, завершенных массивными парапетами. Интересно завершение стен развитым фризом с аркатурным поясом. Налицо умелое использование мотивов различных стилей в создании одного из оригинальных зданий Полтавы конца 19 века.

После закрытия синагоги в 1930-х годах здесь располагались механические мастерские. В 1943 г. здание было разрушено, сохранилась только фасадная стена со стороны улицы Фрунзе. Восстановленное после войны здание, с полным изменением внутренней планировки многие годы использовалось как детский сад, с начала 1990-х годов и до уничтожения, здесь были  размещены цеха предприятия «Рембыттехника». Сейчас на месте снесенной Больничной синагоги расположен символ независимой Украины (страны «рыночной» экономики) — вещевой рынок.

Синагога Миснагдим.

С левой стороны Большой хоральной синагоги в доме под № 12 по ул. Гоголя (бывшая Ивановская) с середины XIX столетия находилась синагога Миснагдим. Вначале она была деревянная, но к началу XX столетия перестроена в кирпиче.

По своим габаритам и архитектурному оформлению синагога Миснагдим представляло собой как бы типовое решение культового сооружения иудейского вероисповедания средних размеров и вместимости. Архитектурное решение главного фасада составлено ритмом шести пилястр, разделяющих пять арочных окон, обрамленных наличниками, и завершающихся сандриками. На главном фасаде были созданы ложные ризалиты по краям, которые завершались на кровле невысокими парапетами. Цветовое решение осуществлялось за счет контракта стен из красного кирпича и белым цветом выступающих элементов декора. Как и остальные культовые сооружения, синагога Миснагдим была закрыта, здание национализировано и использовалось для хозяйственных целей. В послевоенное время здание синагоги, сохранившей свои габариты, планировку и несущие конструкции было приспособлено под столовую-чебуречную. Посредине обеденного зала, бывшего когда-то молитвенным залом, располагалось четыре колонны — остатки неотъемлемой части всех синагог — бимы, повышенной платформы, окруженной колонами, с которой читали верующим положения Торы и провозглашали Благословения.

В семидесятые годы трест Общепит реконструировал здание бывшей синагоги под молодежное кафе, получившие у жителей города название «Трешка» (там за вход взималась плата 3 рубля). После организации в здании синагоги столовой, был проделан дополнительный вход с улицы. При реконструкции помещений под кафе, наружные стены облицевали коричнево-красной керамической плиткой.

Доходный дом Перцовича

В 1890 году присяжный поверенный П. А. Перцович на Кузнецкой улице (ул. Пушкина, 40) построил один из первых доходных домов в Полтаве. Асимметрическое в плане здание имеет трех и четырехэтажные части. Здание относится к секционным доходным домам с интерьером, отвечающим запросам богатых квартиросъемщиков. Квартиры разделялись на собственно бытовую и парадную часть. Жилые и бытовые помещения имели выходы во внутренние коридоры, а комнаты парадной части — анфиладное сообщение. Материалы и конструкции — фундаменты и стены кирпичные, перекрытия по деревянным балкам, стропила наслоенные, деревянные, кровля металлическая.

Во внешнем оформлении здания применены элементы и формы готического стиля. Квартиры верхних этажей имеют балконы с кованными ограждениями. С дворовой стороны, на уровне второго и третьего этажей имеются веранды, опиравшиеся на витые металлические колонны.

По совокупности планировочных, конструктивных и декоративных данных здание особняка относится к стилю раннего романтического модерна.

Первая каменная синагога.

Первым историческим документом с обозначением места нахождения синагоги является план части г. Полтавы 1847 года, где на Ивановской (Гоголя) улице, в доме № 6, показано здание синагоги. Следует отметить, что этот план указывает и места расселения евреев в этом районе. Так, на углу Ивановской и Дворянской (Гоголя и Парижской Коммуны) улиц обозначен дом еврея Сотника, а на углу Ивановской и Александровской (Гоголя и Октябрьской), где теперь кондитерский магазин «Полтавчанка», показан дом и лавки Моисея Зеленского, сын которого с 1820 по 1823 гг. был городским головой. Здесь же, неподалеку, показана усадьба и дом еврея Островского.

Можно предполагать, что при выделении земельных участков для молитвенных домов в первой четверти XIX. столетия активное участие принимал городской голова иудейского вероисповедания Авраам Зеленский.

На закупленном земельном участке площадью 1924 кв. м. полтавская еврейская община возводит деревянную, а в 1850 году первую каменную синагогу. Она и положила начало целому ряду культовых сооружений в квартале на Ивановской улице, сохранившихся до нашего времени. Прямоугольное в плане здание синагоги главным фасадом выходило на улицу, располагалось по красной линии. Здание полутораэтажное, входы в него располагались со двора. К сожалению имя автора проекта до нас не дошло, но не вызывает сомнения, что им был один из архитекторов чертежной, основанной губернским правлением еще в 1802 году и руководимой первым полтавским архитектором Михаилом Амвросимовым.

Внешний облик здания синагоги отвечает направлению архитектурного творчества зодчих первой половины XIX века с применением элементов и форм классического стиля. Небольшие жилые и общественные здания того времени создавались в пропорциях указанного стиля: здесь и рустованные пилястры, четкий ритм арочных окон, завершенных ложными сандриками, широко развитая фризовая часть стен, карнизы с модульйонами и т.п.

Впоследствии, по мере возведения на соседних участках еще трех культовых сооружений (Большой хоральной синагоги, Дома Раввина и синагоги Микснагдим), первая каменная синагога используется как молельный дом, школа и для других конфессиональных потребностей.

В 1930-х годах это здание было национализировано и подверглось различным перестройкам. До 1941 года в бывшей синагоге был Дворец пионеров и Аэроклуб, в послевоенные годы здесь размещалась поликлиника, а в настоящее время — отделение Полтавского медицинского училища.

Частная синогога им. Зеленского.

Авраам Моисеевич Зеленский, купец 1-й гильдии и общественный деятель, единственный человек иудейского вероисповедания был в 20-х годах 19 столетия городским головой Полтавы. Авраам Зеленский был очень богатым человеком, много делал для развития города и очевидно поэтому был выбран на столь почетную должность. Умер Авраам Зеленский в 1854 году и в его память наследники на свои средства построили красивое здание синагоги его имени.

Располагалось оно по улице Мало-Петровской (Ленина) в здании под номером 13. Выстроена синагога в 1870 году на участке площадью 1075 кв. метров во дворе бывшей гостиницы «Континенталь», что на углу улиц Сретенской (Комсомольская) и Мало-Петровской. Авторство проекта не установлено. Это было одноэтажное оштукатуренное здание со стенами из кирпича. Размеры в плане составляли 14 на 24 метра, здесь кроме молитвенного зала находились и другие помещения для выполнения обрядов.

Архитектура здания полностью создает облик культового сооружения иудейского вероисповедания. Середина XIX столетия характерна применением эклектической архитектуры с использованием во внешнем оформлении зданий элементов различных исторических стилей. В декоре синагоги Зеленского преобладают элементы и формы мавританского стиля. Здесь и арочные окна, обрамленные наличниками с развитыми подоконными карнизами, и пилястры в плоскости стен в простенках и на углах, завершенные стилизованным антамблиментом. Входы с трех сторон здания решены в виде порталов, карниз небольшого выноса опирается на стены, завершенные лепным орнаментальным фризом.

В 1930-х годах, после закрытия и национализации синагоги, в здании было создано кооперативное студенческое кафе четырех вузов Полтавы: строительного, педагогического, сельскохозяйственного и медицинского. В молитвенном зале, на месте бимы, был устроен буфет.

В послевоенные годы в здании синагоги был оборудован городской спортзал. Со стороны улицы Ленина синагогу прикрывал одноэтажный пассаж, корпус дореволюционных и довоенных магазинов. С 1945 года здесь помещалось отделение проектного института и пошивочное ателье военторга. В 1970 году, когда возникла необходимость постройки в центре города Дома Быта, здания пассажа и синагоги были снесены. В 1972 году Дом Быта, решенный в современных архитектурных формах, был сдан в эксплуатацию.

Частная синагога Молдавского.

К числу частных синагог относится синагога, построенная купцом 1-й гильдии и предпринимателем Давидом Моисеевичем Молдавским. На Подоле, в Рождественском (Кооперативном) переулке, в 1873 году, он строит за свои средства небольшую синагогу для работающих на его предприятиях и живущих на Подоле евреев. До этого молитвенный дом располагался в частном доме мещанина Чериковера1. Одноэтажная синагога Молдавского по площади имела 255 кв. м. Архитектурный облик здания отвечает эклектическому стилю с элементами и формами ренессанса, широко применявшимся местными архитекторами при проектировании зданий Полтавы в конце XIX столетия.

До нашего времени нетронутым сохранился только западный фасад здания. Здесь, на протяжении стены, расположены три группы спаренных окон, утопленных в плоскости стен на четверть, с обрамлением дорическими пилястрами. Центральная пара окон оформлена в виде ложного портика, простенки имеют рустовку. Фризовая часть и карнизы отсутствуют, а карниз образован большим напуском кровли из листов волнистой асбесто-фанеры с неорганизованным водостоком. Подоконники объединены по периметру здания пояском простого профиля небольшого выноса. На остальных стенах архитектурные детали отсутствуют. С восточной стороны часть помещений разобрана и здание имеет неприглядный вид.

Синагога была закрыта в 1930-е годы, а в ее национализированном здании размещались различные хозяйственные помещения существовавшего в то время государственного мельничного комбината (бывшего Молдавского). В войну здание синагоги разрушено, а после восстановления в конце 50-х годов в нем размещались классные помещения 69-й русской школы. В настоящее время синагога используется под мастерские трудового воспитания учащихся 2-й средней школы г. Полтавы.

Дом Раввина. С правой стороны Большой синагоги находится так называемый Дом Раввина. Участок этого здания, площадью 1100 кв.м., расположен между территориями первой каменной синагоги (дом № 6) и Большой хоральной (дом № 10) (ул. Гоголя, 8). Первоначально он размещался в небольшом деревянном здании, существовавшем до постройки каменных синагог. Это был частный дом, выкупленный еврейской общиной для нужд конфессии, который только в 1881 году был перестроен в кирпиче. Площадь застройки здания 315 кв. м. Уклон Ивановской улицы в сторону Дворянской (Парижской Коммуны) позволили выполнить дом по высоте в полтора этажа. Автор проекта здания неизвестен. По архитектурным деталям фасада, сохранившегося до нашего времени, отмечается полное соответствие с архитектурой первой каменной синагоги. Вообще период строительства в Полтаве конца XIX столетия отражает архитектуру эклектики и модерна, черты которых присуще и архитектуре Дома Раввина. Использовался общиной этот дом как молитвенный, и как жилье для причта. В 1930-х годах здание было национализировано для общественных целей, а после войны 1941-1945 гг. здесь сначала размещались кабинеты поликлиники, теперь это здание передано под жилье.

Доходный дом Самойловича.

В 1913 году по проекту архитектора Клейна построен доходный дом известного в то время портного Самойловича. Трехэтажное здание, с угловым решением в плане, представляет собой секционный доходный дом с квартирами при лестничных клетках. Внутрення продольная стена делит здание пополам, создавая двухстороннее расположение квартир при одностороннем их освещении. Размещен дом на углу улиц Кобелякской (ул. Фрунзе, 12) и Пушкина, которая до 1909 года называлась Кузнецкой, т.к. в середине XIX столетия на ней, в районе теперешнего техникума мясной и молочной промышленности размещались городские кузницы. Со стороны Пушкинской улицы в доме Самойловича на уровне первого этажа предусмотрен проезд во двор. Первый этаж имеет ряд зальных помещений, которые использовались портновскими, пошивочными ателье. Высота помещений первого этажа 4,2 метра, а жилых комнат 3,6 м. Интерьер квартир был создан для квартиросъемщиков среднего достатка.

Конструкция здания — стены кирпичные, выполненные под расшивку, перегородки деревянные, перекрытия по деревянным балкам, крыша деревянная с кровлей из листов волнистой асбесто-фанеры (первоначально металлическая). Здание имело и имеет все виды благоустройства.

Внешний декор дома с креповками лестничных клеток, аркером над угловым центральным входом, завершением раскреповок парапетами со слуховыми окнами, кованными ограждениями балконов, позволит отнести стиль здания к позднему модерну. По традиции, начиная с ателье Самойловича, первый этаж до войны и в послевоенное время использовался пошивочным ателье. В настоящее время на первом этаже расположены магазины. В 1970-х годах на здании был достроен четвертый этаж. Дом Самойловича взят на государственный учет, как памятник архитектуры.

Доходный дом Сатановского.

Доходный дом купца Якова Сатановского, построен на улице Харчевой (ул. Пушкина, 6а) возле круглого Березового сквера. Автор — архитектор Витольд Львович Вессели.

Здание трехэтажное, ассиметричное в плане с проездом во двор на уровне первого этажа в левом крыле. Первоначальная планировка предусматривала расположение трех квартир на этаже, с парадными и бытовыми помещениями. При наличии парадной лестницы со входом от Березового сквера, здание имеет еще две лестницы с дворового фасада, одна из которых была черной лестницей из самой большой квартиры. Расположение комнат в квартирах анфиладное в парадной части и раздельное, с дверями в коридоры, в бытовой части. Высота помещений 3,8 метра.

Конструкция здания — фундаменты и стены кирпичные, перегородки кирпичные и деревянные, перекрытия по деревянным балкам, крыша деревянная с асбесто-фанерной кровлей.

Наружный декор здания выполнен с применением классических элементов и деталей. Стены оштукатурены. Первый этаж имитирован штукатуркой под рустовку. Парадный вход, находящийся по центру креповки левого крыла, обрамлен порталом ионического ордера. Сложный карниз с модульйонами венчает стены. Оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля, квартиры второго и третьего этажей имеют балконы с металлическими и кованными ограждениями.

Солдатская синагога.

После открытия в Полтаве Ильинской ярмарки и оживления торговли, на месте Скатной площади создается новый рынок — Новоселовский базар.Новоселовским базар назывался потому, что кварталы прилегающие к базарной площади и району Почтамтской улицы, носили название Новоселовки. По периметру базарной площади, а также на примыкающих к базару улицах Ново-Полтавской (Шевченко), Всехсвятской (Чапаева) и Почтамтской строятся лавки и коммерческие учреждения.

Здесь начинают поселятся торговые люди, а также отслужившие службу солдаты и их сыновья, называемые кантонистами. Среди последних было много лиц иудейского вероисповедания. Это и послужило причиной постройки Солдатской синагоги, которая была возведена на Почтамтской (Куйбышева) улице, в доме под № 13. Время ее строительства можно приурочить к началу 60-х годов XIX столетия, когда Новоселовский район города был в основном заселен.

Автор проекта солдатской синагоги не установлен. Как и другие в Полтаве она была одноэтажной, прямоугольной в плане, выполненной из кирпича, с куполом над молитвенным залом. Архитектурный облик здания, с применением элементов и форм поздней классики полностью отвечал назначению как культового сооружения данной конфессии.

Солдатская синагога была закрыта в 30-е годы нашего века, а в национализированном здании располагались складские помещения. После 1945 года здесь одно время был устроен молокозавод, а затем, после надстройки еще трех этажей, синагога стала жилым многоэтажным домом.

В 1896 году в начале Новопроложенной (Шолом Алейхема) улицы, на месте разрушенной городской бани строится здание Талмуд Торы.

Талмуд Тора — это общественное училище для детей бедных родителей. Оно имело семь отделений и одно из них — ремесленное, с классом столярно-токарного ремесла. Там же дети получали завтрак и обед за три копейки, а беднейшие питались бесплатно. В год открытия училища учащихся было 240 мальчиков. Обучались они закону Божию, русскому языку, арифметике и древнееврейскому языку под руководством лучших учителей из евреев.

Здание Талмуд Торы было одноэтажным, площадь застройки 650 кв. м., значительной высоты этажа, со входами с торцов и на продольной стороне. Данные о стоимости строительства не определены, но известно, что часть средств в сумме шести тысяч рублей пожертвовала жительница города Фрида Лазаревна Горенберг в память покойного мужа и несколько тысяч были взяты взаймы, без процентов, у Давида Молдавского. Одежда и учебники учащимся выдавались за счет общества. Содержание училища осуществлялось за счет сумм коробочного сбора, составлявших в год 4,5 тысячи рублей, а также за счет добровольных пожертвований. С началом Первой Мировой войны, в 1914 году, здание Талмуд Торы переоборудуется под приют для беженцев евреев из западных и прибалтийских районов Российской империи, а училище переводится в помещение первой каменной синагоги на улице Гоголя № 6.

После 1917 года в помещении бывшей Талмуд Торы находится общежитие, а с 1928 года здание вошло в состав построенной на Монастырской улице чулочной фабрики имени Кутузова. При отступлении немцев из Полтавы, в 1943 году, все здания «Кутузовки», как ее называли полтавчане, были оккупантами взорваны. В настоящее время на месте училища возведено здание проектно-конструкторского технологического института (ул. Котляревского № 1/27).

Еврейское женское училище.

В 1896 году кружком еврейских дам было открыто училище для еврейских девочек бедных родителей, с обучением грамоте, рукоделию и домоводству. Первоначально это училище помещалось в наемном доме на Крестовоздвиженской (Кирова) улице, снятом у К. Н. Вельговской, а в 1896 году было переведено в отремонтированное здание первой еврейской больницы на Кобелякской (Фрунзе) улице.

Это было прямоугольное сооружение размерами в плане 15 на 24 метра, в котором находилось две большие комнаты разделенные коридором. Вход в дом был со двора. Архитектура здания — эклектика с использованием элементов ренессанса. Женское еврейское училище находилось здесь до событий 1917 года. После революции оно перестало существовать, а дом был занят под нужды областной больницы, а в последствии — медицинского техникума. В послевоенное время здесь размещалась поликлиника онкологического диспансера. Здание бывшего женского училища по ветхости разобрано в 1987 году.

Хабатская синагога.

Время постройки Хабатской синагоги. — начало 1870-х годов, когда после завершения строительства железной дороги от Харькова до Николаева, проходившей через Полтаву и Кременчуг, возникли бесперебойные условия доставки товаров на юг к Одессе и далее морским путем за границу. В Харькове открылись еще две ярмарки, на которые стали поступать товары ранее привозимые в Полтаву. Значение Ильинской ярмарки резко уменьшается. Построенные лавки и лабазы используются теперь для повседневной торговли и базаров.

К семидесятым годам число евреев в Полтаве достигает семи тысяч человек. Мужское население занимается ремеслом, торговлей и предпринимательством. Значительная часть евреев расселяются в кварталах Новоселовки, в районе продолжения Почтамтской улицы, идущей от бывшей Скатной площади до городского кладбища, выходя на Кладбищенскую (Остапа Вишни) улицу. В то время улица носила название Ново-Почтамтской и на ней, по преданиям, располагались частные еврейские ризницы.

На купленном в городе участке площадью 2680 кв.м. в квартале Почтамтской улицы между Кузнецкой и Ново-Полтавской (Пушкина и Шевченко) улицами городской общиной был выстроен дом Хабатской синагоги (вул. Куйбышева, 18). Это было одноэтажное, прямоугольное в плане здание, площадью 345 кв.м., в котором фундаменты, стены и капитальные перегородки выполнены из кирпича, перекрытия и стропила деревянные, кровля железная. Стены оштукатурены. Архитектурный облик Хабатской синагоги отвечает классическому стилю позднего периода с членениями дорического ордера.

На главном фасаде четкий ритм прямоугольных оконных проемов, обрамленных наличниками, разделен в простенках и на углах пилястрами, поддерживающими небольшого выноса карниз с модульйонами. Пьедесталы пилястр с квадратными нишами завершены тягами на уровне подоконных карнизов, выполненых с небольшими кронштейнами.

После закрытия синагоги в 1930 годах, национализированное здание использовалось под различные хозяйственные цели. В послевоенное время здесь располагались различные промышленные артели создаваемые Управлением промкооперации. Одна из таких артелей, еще в довоенное время, для своих нужд пристроила двухэтажную часть со стороны дворового фасада. В настоящее время здание бывшей синагоги занимает картонажно-полиграфический цех Полтавской фабрики Химпластмасс.

Фото

Полтавский вокзал

Полтавский вокзал

Здание полтавского СБУ

Здание полтавского СБУ

Краеведческий музей. Фото wikipedia

Краеведческий музей. Фото wikipedia

Монумент Славы.

Монумент Славы. Фото wikipedia